Цели устойчивого развития

Полное название документа - «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Историческая повестка включает в себя 17 целей в области устойчивого развития, которые охватывают 169 задач. Утверждена главами государств и правительств в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию на полях 70-й юбилейной сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке 25 сентября 2015 г. 

В 2015 году был подведен итог действовавших до этого с 2000 года Целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые были одобрены в 2000 году. Признавая определенный успех целей развития тысячелетия и тот факт, что человечеству необходима новая повестка дня в области развития, в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию страны договорились о создании рабочей группы открытого состава для разработки комплекса целей устойчивого развития.

В итоге в процессе переговоров участвовало беспрецедентное количество организаций гражданского общества и других заинтересованных сторон. Под эгидой Организации Объединенных Наций проводился глобальный опрос населения «Мой мир», в котором приняли участие 7 млн человек, из них 75 процентов - до 30 лет. Таким образом, ЦУР - результат трехлетнего транспарентного процесса, учитывающего мнения разных заинтересованных сторон. Они свидетельствуют о согласии между 193 государствами-членами в отношении приоритетов устойчивого развития и получили поддержку гражданского общества, представителей деловых кругов, парламентариев и других субъектов во всем мире. Официально ЦУР вступили в силу1 января 2016 года.

 

Отличие от ЦРТ

ЦУР продолжают ЦРТ, которые предусматривали

  • Ликвидацию нищеты и голода
  • Обеспечение всеобщего начального образования
  • Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин
  • Сокращение детской смертности
  • Улучшение охраны материнства
  • Борьбу с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями
  • Обеспечение устойчивого развития окружающей среды
  • Формирование глобального партнерства в целях развития

но имеют более широкую сферу действия. Они направлены на устранение коренных причин нищеты и удовлетворение всеобщей потребности в развитии в интересах всех людей. Предусматривают решение проблем неравенства, экономического роста, достойных рабочих мест, городов и населенных пунктов, индустриализации, океанов, экосистем, энергетики, изменения климата, устойчивого потребления и производства, мира и безопасности и так далее.

ЦУР носят всеобщий характер и применимы ко всем странам, тогда как ЦРТ предусматривали деятельность лишь в развивающихся странах. ЦУР охватывают три аспекта устойчивого развития – экономический рост, социальную интеграцию и охрану окружающей среды.

Главная особенность ЦУР состоит в том, что они в максимальной степени сосредоточены на средствах осуществления, а именно на вопросах мобилизации финансовых ресурсов, наращивания потенциала и технологий. Уникальность новых целей также в том, что они призывают все страны – бедные, богатые и со средним уровнем дохода – содействовать своему процветанию при одновременном обеспечении защиты планеты.

ЦУР признается, что ликвидация нищеты должна быть неразрывно связана с реализацией стратегий, содействующих экономическому росту, и направленных на удовлетворение ряда социальных потребностей, в том числе в области образования, здравоохранения, социальной защиты и обеспечения возможности трудоустройства, при одновременном решении проблем, обусловленных изменением климата, и обеспечении охраны окружающей среды.

 

Миссия

Беспрецедентная программа, которая должна стать стартовой площадкой для действий международного сообщества и национальных правительств по содействию общему процветанию и благополучию для всех жителей планеты. В течение предстоящих 15 лет страны активизируют усилия, направленные на решение самых серьезных, социально значимых, глобальных проблем во всем мире. 

По данным ООН, около 800 млн человек все еще живут в условиях крайней нищеты. 795 млн человек по-прежнему страдают от голода. Сохраняется гендерное неравенство, несмотря на прогресс во многих сферах, включая более широкое представительство женщин в парламентах и увеличение числа девочек, посещающих школу. Женщины по-прежнему сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу и в доступе к экономическим активам и участию в принятии решений в частном и государственном секторах. В области экономики существует разрыв между беднейшими и самыми зажиточными домохозяйствами, сельскими и городскими районами.

Для детей, принадлежащих к 20 процентам беднейших домохозяйств, вероятность отставания в росте более чем в два раза выше, почти в четыре раза выше вероятность непосещения школы. 57 млн детей по-прежнему отказано в праве на получение начального образования. Хотя смертность среди детей в возрасте младше пяти лет сократилась на 53 процента в 1990–2015 годы, наибольшее количество случаев смерти среди детей по-прежнему приходится на беднейшие районы и на первый месяц жизни. Санитарные удобства улучшенного качества доступны лишь для половины сельского населения, тогда как в городских районах они доступны для 82 процентов жителей. Усугубляются климатические проблемы, вследствие чего человечество страдает от стихийных бедствий, недостатка ресурсов, связанных с этим болезнями и недостатка продовольствия.

Цели устойчивого развития носят общечеловеческий характер и предназначены для всех стран, являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми и при этом обеспечивают учет различных национальных условий потенциала в уровнях развития и уважение национальных стратегий и приоритетов. Поскольку они взаимосвязаны, усилия по их достижению должны носить комплексный характер.

 

ЦУР и отдельные государства. ЦУР и Россия 

В Аддис-Абебской программе действий, принятой на третьей Международной конференции по финансированию развития, содержатся конкретные стратегии и меры по оказанию поддержки осуществлению новой повестки дня. Хотя ЦУР не имеют юридически обязательной силы, предполагается, что все государства возьмут на себя ответственность и создадут национальные механизмы, содействующие достижению целей. Страны будут руководить деятельностью по осуществлению ЦУР, и успех будет зависеть от разработанных странами стратегий, планов и программ в области устойчивого развития. 

ЦУР - ориентиры для стран при согласовании планов со своими глобальными обязательствами. Стратегии устойчивого развития, осуществляемые на основе принципа национальной ответственности и под руководством стран, должны быть подкреплены стратегиями мобилизации ресурсов и финансирования. Страны несут основную ответственность за проведение обзора прогресса в реализации целей, для этого необходимо обеспечить сбор качественных, доступных и актуальных данных. Ожидается, что все заинтересованные стороны – правительства, гражданское общество, частный сектор и другие субъекты – будут вносить вклад в реализацию новой повестки дня. Задача состоит в том, чтобы совместить масштабные глобальные цели с интересами конкретных стран, которые должны определяться на национальном уровне.

В частности, ежегодный доклад «О человеческом развитии в Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве РФ в 2016 году был посвящен ЦУР. В докладе указано: «ЦУР важны и интересны для нашей страны, которая идет по пути перехода к более развитому обществу и процветающей экономике как его основе. К 2030 году мир будет продолжать развиваться и трансформироваться, испытывать трудности и переживать кризисы, совершать прорывы и добиваться успехов в развитии технологий и борьбе с бедностью. Россия не может просто догонять развитые страны по различным параметрам ВВП, а будет совершенствовать свои экономические институты. Новые 17 Целей устойчивого развития ООН 2015 года являются ключевой частью большой системы задач и индикаторов прежде всего для развивающегося мира, хотя уже имеется достаточно детальный анализ ЦУР для развитых стран в рамках ОЭСР. В ряде случаев рекомендованные ООН цели (включая уровни конкретных показателей) в российских условиях давно достигнуты (иногда еще в СССР). Неравномерность развития российской экономики и общества в последние двадцать пять лет позволяет задуматься о том, какие цели реалистично ставить перед собой, например, до 2030 года — в соответствии с определенным ООН периодом. В отсутствии большой долгосрочной социально-экономической стратегии России приходится говорить об определенных ориентирах, которые могли бы стать важным элементом национальной дискуссии о будущем страны. Концепция ЦУР ООН дает хорошую возможность для системной попытки адаптации мировых целей к российским условиям с учетом относительно высокого уровня развития страны в целом».

Цели устойчивого развития ООН и России >>

На глобальном уровне для осуществления мониторинга и обзора процесса реализаций ЦУР будет использоваться набор глобальных показателей (230 индикаторов). Правительства также должны разработать национальные показатели с целью содействия осуществлению мониторинга прогресса в реализации целей и задач. Процесс последующей деятельности и обзора будет опираться на данные, содержащиеся в ежегодном докладе о ходе достижения ЦУР, который должен готовиться Генеральным секретарем. Ежегодные совещания Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию будут играть центральную роль в обзоре прогресса в реализации ЦУР на глобальном уровне. Мониторинг и обзор средств осуществления ЦУР будут проводиться в соответствии с Аддис-Абебской программой действий – итоговым документом Международной конференции по финансированию развития, – с тем чтобы обеспечить эффективную мобилизацию финансовых ресурсов для оказания поддержки осуществлению новой повестки дня в области устойчивого развития.

 

ЦУР и мировая финансово-инвестиционная система 

Средства для осуществления ЦУР, мобилизация финансовых ресурсов являются основными элементов новой повестки дня. Успешное выполнение ЦУР потребует значительных капиталовложений со стороны как развитых, так и развивающихся стран.  Достижение глобальной устойчивости невозможно без коренной перестройки и переориентации мировой финансово-инвестиционной системы.

По оценкам ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) достижение ЦУР только в развивающихся странах будет стоить от 3 до 5 трлн долларов в год. На сегодняшнем уровне инвестиций - государственных и частных - это означает ежегодный дефицит в размере около 2,5 триллионов долларов. ООН считает, что достаточные ресурсы существуют. В мире есть резервы для финансирования новой повестки дня, поэтому глобальный запрос – в поиске новых инвестиционных продуктов и инноваций в сфере устойчивого развития. Необходимо мобилизовать ресурсы как из внутренних, так и из международных источников, а также ресурсы государственного и частного секторов. При этом необходимо и далее осуществлять деятельность в рамках официальной помощи в целях развития, с тем чтобы помочь наиболее нуждающимся странам, включая наименее развитые страны, добиться устойчивого развития. ООН ожидает едва ли не крупнейшую в истории инвестиционную волну, активность всех слоев общества, предпринимательских кругов с тем, чтобы эта программа заработала.

 

ЦУР и бизнес 

Для того чтобы реализовать масштабную повестку дня в области развития до 2030 года, необходимо в целом пересмотреть правила регулирования механизмов функционирования рынков и товаров, ввести институциональные изменения в модели деятельности частного сектора.  В ЦРТ, как показала практика, была заложена тенденция недооценивать, не в полной мере задействовать экономические и предпринимательские факторы. Теперь подход изменился.

В отличие от ЦРТ новые цели апеллируют к предпринимательскому сообществу, предлагая задействовать его изобретательность, новаторство и динамизм для того, чтобы справиться с вызовами устойчивого развития. В Повестке прямо указано, что достижение ЦУР требует активного участия бизнеса. Как ключевую межсекторную площадку для эффективного вовлечения мирового бизнес-сообщества в достижение Целей устойчивого развития Организация Объединенных Наций рассматривает Глобальный договор. Бизнес и глобальная повестка дня – именно в эту рамку включены сегодня все структурные элементы Глобального договора ООН – его десять принципов, деятельность рабочих групп и комитетов по множеству направлений, приоритеты межведомственного сотрудничества и развития национальных сетей и прочие. Универсальный характер направлений, заявленных в повестке устойчивого развития ООН, позволяет компаниям выбрать тот набор целей, которые наилучшим образом вписываются в их деятельность и существующие программы КСО, как на глобальном уровне, так и на уровне каждой страны.

 

ЦУР и Глобальный договор ООН 

Руководство ООН рассматривает Глобальный договор и в целом бизнес как ключевую площадку для поиска наилучших решений по достижению ЦУР. Ряд компаний уже заявили о своих приоритетах в связи с ЦУР, о корректировке бизнес-стратегий в этой связи. В первую очередь это участники Глобального договора ООН, в том числе российские. В ближайшее время число компаний, которые будут соотносить свои результаты с ЦУР, заметно вырастет. При этом компаниям необходимо не просто соотносить свои действующие социальные инициативы с целями ООН, а внедрять их на уровне стратегии. Иногда компании даже не понимают, что их действия уже прямо соотносятся с движением к устойчивому развитию. Но понимание это растет.

Проведенный ГД ООН после принятия ЦУР опрос (не в России) показал, что 71% компаний заявляют о намерении учитывать цели устойчивого развития в своей работе, 13% компаний - определили методы и способы, необходимые для работы с ЦУР, 41% компаний заявили о намерении ввести систему ЦУР в планы стратегического развития и опираться на них при ведении бизнеса в течение 5 лет. Глобальный договор призван максимально вовлекать компании, работающие на местных уровнях в разных секторах, в единый глобальный процесс вокруг ЦУР.  Глобальные цели трактуются руководством Глобального договора не только как факторы совершенствования окружающего мира и общества, но и как перспектива создания новых рынков  и новых возможностей для компаний. 

Превратить глобальные цели в бизнес-действия и воздействия на рынках по всему миру – вот цель для участников инициативы на местах, которую руководство ООН будет поддерживать и направлять. Для того, чтобы эта цель приобрела конкретные наборы системных решений, Глобальный договор уже представил несколько новых идей и проектов.

Например, это Пионеры ЦУР (SDG Pioneers) – проект, направленный на выявление заинтересованных представителей национальных бизнес-сообществ, которые готовы активно заниматься продвижением ЦУР и выступать в качестве экспертов по их реализации с учетом специфики бизнеса и каждого из участвующих регионов. Это ядро будущего движения, которое будет объединять не просто компании, а конкретных людей, развивающих бизнес с учетом потребностей и целей международной повестки по устойчивому развитию. Уже объявлены имена десяти первых лидеров из Канады, Индии, Бангладеш, Бразилии, Китая, Танзании, Дании, Бразилии, Египта и США. Они были выбраны из более, чем 600 претендентов из 100 стран мира.

 

Совместите свой бизнес с ЦУР в пять этапов (Align your business with the SDGs in five steps) – призыв другой программы – Сторонники (адвокаты, защитники) ЦУР (SDG Advocates). Сторонникам ЦУР, назначенным Генеральным секретарем ООН, поставлена задача всячески содействовать программе устойчивого развития и вовлечению в ее реализацию новых заинтересованных сторон. При поддержке Глобального договора ООН, сторонники ЦУР призывают бизнес принять конкретные меры, направленные на то, чтобы выстроить свою бизнес-деятельность в соответствии с Целями устойчивого развития. Для этого компания предлагается пройти пять шагов, которые означают конкретные деловые обязательства. Эти шаги: оценка влияния компании и ее рисков в контексте ЦУР, принятие соответствующей стратегии на уровне руководства компании,  вовлечение в процесс акционеров, стейхолдеров и всего штата, а также публичная демонстрация своей приверженности ЦУР и их продвижение посредством медиа, многосторонних коммуникаций, издания нефинансовых отчетов, участия в деятельности целевых общественных организаций и т.п.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT >>

Следующий проект – Инновационный прорыв (Breakthrough Innovation) - посвящен разработке и внедрению инновационных бизнес-моделей, которые в ближайшем будущем окажутся в центре мировой экономики. Это инновационная платформа, разработанная Глобальным договором ООН в партнерстве с компанией Volans. Ее цель – выявление, анализ, изучение и внедрение радикально новых бизнес-моделей и прорывных технологий для обеспечения устойчивости и продвижения ЦУР.  В рамках нового проекта Глобальный договор ООН будет выявлять и анализировать потенциал роста и недостатки таких технологий -  от искусственного интеллекта и синтетической биологии до 3D-печати и новых технологий управления транспортом.

В целях поддержки перестройки финансово-инвестиционной системы и поиска лучших решений для поддержки ЦУР под эгидой ГД ООН создана платформа «Финансовая инициатива для ЦУР» (Financial Innovation for the SDGs). Она объединяет UNEP FI, PRI и многие другие инициативы, которые вместе представляют более 1500 финансовых организаций из почти 50 стран с совокупными активами в размере 60 триллионов долларов США.

FIDUCIARYDUTY IN THE 21 ST CENTURY >>

Глобальный договор готовит для поддержки ЦУР также аналитические проекты. Например, The UN Global Compact-Accenture Strategy CEO Study 2016 («Повестка 2013: окно возможностей») - масштабный труд, созданный по итогам исследований в области устойчивого развития, проведенных в течение последних десяти лет, и опросов 1 000 первых лиц компаний из более чем 100 стран.

 

Или ЦУР. Индустриальные матрицы (SDG Industry Matrix). Это витрина отраслевых примеров и идеей для корпоративных действий, связанных с ЦУР, в разных секторах – производственно-промышленном, финансовом, энергетическом, в медицинском бизнесе, на рынке пищевых продуктов и т.д. Среди уже реализуемых - матрица выполнения ЦУР для энергетического, добывающего и химического секторов, созданная Глобальным договором ООН при поддержке KPMG. Она включает в себя краткое описание коммерческих возможностей, которые могут быть реализованы компаниями в рамках движения к ЦУР, и примеры лучших практик таких компаний, как Anglo American, ArcelorMittal, BHP Billiton, BP, Rio Tinto, Statoil, Sumitomo Chemical и Total. Документ имеет практическую направленность и может быть использован в части разработки стратегии и учета новых рисков, управления персоналом и изменениями, анализа информации и оценки влияния деятельности компании на социальную и экологическую сферу. Рост спроса на соответствующие услуги формируется за счет новых глобальных и региональных факторов — от изменения структуры энергопотребления в мире и усиления требований законодательства до повышения требований компаний-покупателей к поставщикам и запросов инвесторов на раскрытие нефинансовой информации.

Компас ЦУР (The SDG Compass) – руководство для компаний о том, как они могут согласовывать свои стратегии, а также измерять и управлять их вкладом в реализацию ЦУР. SDG Compass представляет пять шагов, которые помогают компаниям максимизировать свой вклад в SDG: понимание SDG, определение приоритетов, постановка целей, интеграция устойчивости и отчетности.

SDG Compass >>

 

Оценка участия бизнеса в реализации ЦУР

Практический опыт российских компаний в матрице ООН пока не представлен. Для внедрения ЦУР в практику управления устойчивым развитием на предприятиях прошло слишком мало времени. Необходимо активнее разъяснять бизнесу все перспективы применения ЦУР. Измерить и оценить реальный вклад бизнеса в достижение ЦУР пока затруднительно. Информация, которую раскрывают компании, не соотносится с глобальными и страновыми индикаторами ООН, изменяющими успехи в достижении ЦУР. К такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании CSR Asia, которая специализируется на поддержке бизнеса в вопросах социальной ответственности. Сбором официальной статистики ООН в области ЦУР занимается Институт статистики UNESCO. Для этого он запрашивает ее у стран-участников и международных организаций (таких как Всемирный банк и МВФ), проводит ее валидацию и стандартизацию. 

В свою очередь, национальная статистика, например, в области образования может учитывать данные независимых исследовательских центров или компаний, но чаще всего опирается на информацию государственных образовательных учреждений. Таким образом, будут ли в госстатистике отражены достижения компаний по обучению своих сотрудников, остается вопросом. Сам бизнес также затрудняется с оценкой своего вклада в соответствии с индикаторами ЦУР ООН.

Компания PwC, которая участвовала в разработке «компаса целей» ООН, призванного помочь бизнесу измерить соответствующий вклад, провела анализ самых успешных бизнес-кейсов внедрения ЦУР в Нидерландах. По данным исследования, 44% компаний хотя бы косвенно упоминают ЦУР в своих отчетах и стратегиях, при этом лишь в 13% случаев их деятельность связана с конкретными задачами и индикаторами ООН. 64% компаний отчитываются о деятельности, которая соотносится с целями, но не классифицируют ее как таковую. Чтобы достижения компаний отражались в статистике на национальном уровне, им следует ориентироваться не только на сами цели, но и на их индикаторы, фиксируя конкретные результаты своих программ в сравнении со средними показателями по стране и определяя их связь с национальными приоритетами в области устойчивого развития, отмечают в CSR Asia.

Еще одним решением проблемы может стать объединение стандартов корпоративной нефинансовой отчетности и индикаторов ЦУР. С этой целью Глобальная инициатива по отчетности (GRI) и Глобальный договор ООН в сентябре 2016 года запустили программу «Лидерство по ЦУР через отчетность». Организации будут разрабатывать единые стандарты раскрытия информации, которые помогут лучше отслеживать вклад бизнеса в достижение ЦУР. Следующим шагом будет введение отчетности, интегрированной с целями, на уровне малых и средних предприятий.

White Paper >>