Новый сайт работает в тестовом режиме

Национальная сеть Глобального договора ООН в России

Интервью

Ивана Модена. Устойчивое развитие – это целостный образ жизни

461

Партнер образовательного проекта в интересах устойчивого развития под эгидой российской национальной сети Глобального договора ООН – конкурса «Impact of Business. Локальные решения глобальных проблем» – бизнес-школа SUMAS. Создатель и президент Школы – Ивана Модена – доктор наук, автор книги «Глобальные рынки и локальные структуры», член ряда международных комиссий в сфере образования и коммуникаций – рассказала о том, почему ее вдохновляет проект продвижения идеи образования в интересах устойчивого развития, в том числе – в России. 

 Ивана, давайте начнем с вашей мотивации. Почему вы выбрали этот путь?

Главные причины – моя страсть к образовательным наукам в целом, желание менять традиционные образовательные модели на более инновационные и, конечно, преданность ценностям ответственной бизнес-практики, которая немыслима сегодня без понимания сложной взаимосвязи элементов и уровней устойчивого развития – от локального до планетарного. Синергия этих мотивов позволяет моей команде содействовать трансформации ведения бизнеса в сторону наиболее этичных и гуманных управленческих решений. По этим же причинам SUMAS полностью вовлечена в поддержку Целей устойчивого развития ООН, ведь они базируются на близких нам основах в их триединстве: экономические правила, защита окружающей среды и социальная инклюзия.

Как вы формулируете для своих слушателей понятие «устойчивое развитие»? 


Мы ориентируем их не на то, что устойчивое развитие – некая теоретическая концепция, а на то, что это – новый целостный образ жизни, и освоить его – одна из главных задач, стоящих перед человечеством в XXI веке. Все мы – каждый человек, компании или государства – пытаемся сегодня создавать ценности в условиях ограниченных ресурсов. Общепринятая практика долгое время способствовала не росту этих ресурсов, а все большему катастрофическому их сокращению и поглощению. Но для общества, бизнеса и власти экономический рост, окружающая среда и социальная интеграция важны в равной степени. Устойчивое управление позволяет не разделять эти три аспекта, а совместно интегрировать во все стратегические сферы. Все более очевидно, что такой подход обеспечивает эффективное управление и долгосрочную рентабельность. Устойчивое будущее больше не является вариантом или выбором, оно стало необходимостью. Новому поколению придется пересмотреть и жизненную, и бизнес-практику, что бы обеспечивать положительное воздействие на окружающую среду, экономику и общество в целом. Устойчивое развитие – одна из самых актуальных на сегодняшний день область человеческих знаний и компетенций. И это наиболее показательно видно на примере частного сектора. Бизнес, который работает, следуя принципам устойчивого развития, соответственно, наиболее устойчив во всех смыслах и быстро, успешно растет. Ожидается, что этот тренд будет только усиливаться в ближайшие годы. Наиболее эффективными лидерами ближайшего будущего станут те, кто научится синтезировать практические проблемы и текущую деятельность с наиболее важными глобальными вызовами и ценностями устойчивого развития.

Именно таких лидеров готовит ваша Школа?

Цель SUMAS – просвещение социально ответственных лидеров, которые будут принимать ответственные решения в непростых условиях, и предоставление им инновационного сочетания бизнес-знаний с глубоким пониманием основ устойчивого развития. Наша Школа заполняет разрыв между образованием в области бизнес-менеджмента и научными знаниями в интересах устойчивого развития, формирует высокие образовательные стандарты для студентов, предоставляя не только теоретические знания, но и лучшие практики в сфере устойчивого развития. Бизнес-школа SUMAS стремится предлагать самые продвинутые и полные программы, которые позволяют готовить квалифицированных лидеров будущего. Мы стали первой бизнес-школой в мире, которая запустила бакалаврские и магистерские программы в области управления устойчивым развитием. Чтобы гарантировать будущий успех своих студентов, SUMAS прививает им соответствующие профессиональные и предпринимательские навыки благодаря сотрудничеству с корпоративными партнерами, поддерживает студенческие инициативы, которые помогают развить персональные коммуникационные и социальные навыки. Большую роль в этом играет международная мультикультурная образовательная среда нашей Школы.

Каковы главные цели ваших программ, какие из них наиболее востребованы?

Цели этапные: первый этап – стимулировать самый глубокий интерес к теме устойчивого развития, второй – дать максимально полное и при этом практически ориентированное образование в области устойчивого развития, третий – научить применять полученные знания и навыки в реальности и взаимодействовать с бизнес-сообществом, государственными структурами, академическими группами и другими заинтересованными сторонами. Среди программ Школы есть такие, как общий менеджмент устойчивого развития, менеджмент в сфере ответственного финансирования и инвестирования, менеджмент в сфере устойчивого экологически безопасного туризма, природоохранной деятельности, здравоохранения и даже менеджмент элитного потребления согласно концепции устойчивого развития. Самые востребованные – программа развития карьеры (бизнес и устойчивое развитие), бакалавр делового администрирования (степень ВВА), магистр делового администрирования (степень МВА), магистр в области менеджмента (MAM), доктор делового администрирования (степень DBA), тренинговые программы для руководителей. В последнее время мы наблюдаем увеличение спроса по двум направлениям. Первое – все больший интерес молодой и даже юной аудитории. Для школьников выпускных классов SUMAS запустила специальную карьероориентированную программу. Второе – растущий спрос со стороны взрослой аудитории профессионалов и сотрудников компаний. Поэтому развиваются корпоративные программы, когда сами компании заказывают курсы и тренинги для своих сотрудников. Таким образом, нашу Школу можно рассматривать как иллюстрацию уровня востребованности образования в интересах устойчивого развития и, в какой-то мере, модель удовлетворения такого спроса.

Каков портрет ваших слушателей?

У нас учатся студенты из более чем 30 стран, среди них Швейцария, Великобритания, Россия, Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Канада, Япония, Индия, Бразилия, государства Южной Африки и другие. 45% женщины, 55% – мужчины. Бакалавриат – это выпускники школ, которые хотели бы работать в бизнес-сфере в Европе и ищут программы с фокусом на устойчивое развитие. Студенты MBA – молодые профессионалы (25-36 лет), которые всерьез интересуются устойчивым развитием и вопросами окружающей среды. В основном это профессионалы, уже работающие в корпорациях, негосударственных организациях и государственных структурах, которым требуются знания и практика в области устойчивого развития. Дистанционное образование: возраст от 21 до 45, работающие профессионалы корпораций, негосударственных организаций, а также государственных агентств, которым требуются знания и практики в области устойчивого развития, и они оптимизируют график и учебный план, который позволяет совмещать загрузку по работе с учебой.

Назовите какой-то один из аспектов устойчивого развития и образования в его целях, который важен лично для вас?

Лично меня вдохновляет область социальной интеграции. Мой профессиональный интерес как социолога связан с гендерным равенством. Равные и справедливые возможности для мужчин и женщин – не только одно из основополагающих прав человека, но и важная основа процветающего и устойчивого мира. Это осознают все больше. Первой страной мира, где закон требует от работодателей обеспечить предложение одинаковой оплаты труда всем, невзирая на пол, этническую или национальную принадлежность, стала Исландия. Саудовская Аравия объявила о предоставлении женщинам права водить автомобиль, тем самым положив конец долгосрочной политике, которая стала символом притеснения женщин. Быть женщиной непросто не только в развивающихся, но и в развитых странах, где женщины страдают от насилия в своих собственных домах. Женщины обычно достигают прекрасных результатов в процессе образования, принимают решения в различных сферах деятельности, но большинство из них не доходят до наивысших ступеней карьерной лестницы, так как они заняты мужчинами. Это явление называют «эффект стеклянного потолка».

Чего вы ожидаете от проекта в партнерстве с российской сетью Глобального договора ООН?

Интересного общения, ярких новых проектов, возможностей для продвижения идеи образования в интересах устойчивого развития. Благодаря партнерству между бизнес-школой SUMAS и национальной сетью Глобального договора России мы можем поддержать молодых людей из России, которые станут лидерами завтрашнего дня. Я рада, что мы предоставляем основной призовой фонд для этого уникального конкурса, ориентированного на российскую молодежь. Победители будут награждены стипендиями на бакалаврское и магистерское обучение в школе SUMAS. Меня очень вдохновляет идея конкурса, я благодарна моим российским партнерам за запуск этого важного соревнования и с нетерпением жду продолжения нашего долгосрочного сотрудничества.

Статьи и интервью

Водородная экономика. Стратегия России, региональные кластеры и проектные механизмы.

Российская зеленая модернизация: механизмы структурирования и реализации бизнес-проектов

Россия в глобальной гонке к углеродной нейтральности. От рисков к возможностям.